Корреспондент «Завтра твоей страны» проанализировал, чего и сколько могут позволить себе съесть белорусы и россияне при существующей средней цене и уровне доходов. Покупательная способность российского продовольственного рынка оказалась гораздо выше белорусского.
Для сравнения брались данные статистики на конец 2008 года. Однако в связи с кризисом эксперты прогнозируют тенденцию еще более внушительного увеличения разницы в покупательной способности по отдельным категориям продуктов.
В конце 2008 года средний россиянин на свою зарплату мог купить в 1,8 раза больше мороженой рыбы и подсолнечного масла. Вполне логично – эти продукты производятся в России, а в Беларуси отнесены к категории критического импорта. Позитив для белорусов заключается в том, что еще в 2007 году россияне могли позволить себе съесть в 2 раза больше мороженой рыбы и в 2,1 раза больше подсолнечного масла.
Самый удивительный продукт для сравнения -- сахар-песок. Россиянин в 2008 году мог купить его в 1,7 раза больше, чем белорус. Вряд ли такая разница обусловлена только тем, что россияне больше зарабатывают. Дело, скорее всего, в цене продукта: в Беларуси она включает проценты от государственных субсидий для производителей сахарной свеклы, проценты по кредитам на реконструкцию сахарных заводов, расходы на хранение сырцового сахара для внутреннего рынка, поддержку экспорта свекловичного сахара в Россию. Вот почему белорусский потребитель вынужден в итоге существенно переплачивать за сладкую жизнь.
Еще по двум продуктам у россиян бесспорное преимущество – они могли купить в 1,6 раза больше капусты и яиц. Капуста – единственный товар, по которому разница в покупательной способности россиян и белорусов стабильно не уменьшалась на протяжении 2007-2008 годов. Похоже, тепличные комбинаты четко привязали свою ценовую политику к росту благосостояния белорусов. А вот по яйцам заметна тенденция на снижение – в 2007 году на свою зарплату россиян мог позволить себе 4017 штук яиц, а белорус – 2134 штук, что в 1,9 раза меньше.
Россияне могли позволить себе купить в 1,5 раза больше сливочного масла, чем белорусы. И это притом, что значительная доля этого продукта поставлялась на российский рынок из Беларуси. Сразу же возникает вопрос об адекватности цен на масло для внутреннего и внешнего рынков.
Зарплаты россиянина хватило бы, чтобы съесть в 1,3 раза больше пшеничного хлеба и говядины, а также выпить в 1,1 раза больше молока. По водке тоже российское преимущество -- в 1,4 раза.
Только одного продукта – картофеля -- белорус в конце 2008 года мог купить больше: 753,7 килограмма, тогда как россиянин -- 729, 2 килограмма. Что любопытно, в конце 2007 года россиянин мог бы приобрести 845,3 кг картофеля, а белорус -- всего 658, 2 килограмма. Кстати, в 2007 году не было ни одного ключевого для потребления продукта, по которому белорусы имели бы хоть какое-то преимущество перед восточными соседями.
Источник: Интерфакс-Запад