В Беларуси отмену лицензирования отдельных видов деятельности предполагается заменить иными видами их госрегулирования. Это предусмотрено подготовленным специальной рабочей группой проектом указа президента о лицензировании, который в настоящее время проходит согласование в госорганах.
В отличие от действующего порядка проект документа не предусматривает лицензирование, в частности, аудиторской деятельности, деятельности по заготовке и переработке древесины, туристической деятельности и некоторых других. Как сообщалось ранее, лицензирование розничной торговли также отменяется, за исключением розничной торговли некоторыми видами товаров, в частности, алкогольными напитками, табачными изделиями, лекарственными средствами.
Лицензирование некоторых видов деятельности планируется отменить не ранее 1 января 2012 г. Это - деятельность по переработке, консервированию рыбы и морепродуктов, а также работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность специального назначения.
При этом в проекте указа содержится поручение правительству в течение полугода после вступления указа в силу предложить иные механизмы регулирования этих видов деятельности.
"Согласно проекту документа, как видим, государственное регулирование тех видов деятельности, лицензирование которых отменяется, все же будет осуществляться. В какой конкретно форме - определит правительство. Однако поскольку документ направлен на либерализацию бизнес-среды в Беларуси и разрабатывался именно с этой целью, полагаю, что отмена лицензирования отдельных видов деятельности приведет к их регулированию государством в более мягкой форме", - сказал партнер Юридической группы "АргументЪ" Дмитрий Матвеев в комментарии агентству ПРАЙМ-ТАСС.
Д. Матвеев считает, что обязательно будет введено какое-либо иное регулирование государством сферы розничной торговли, а в отношении других видов деятельности, которые не будут в будущем подлежать лицензированию, возможно, будет принято решение вообще не вводить никаких форм госрегулирования.
Юрист также обратил внимание, что согласно проекту указа, претерпит изменения содержание некоторых лицензируемых видов деятельности. "Например, не будет требоваться получения лицензии для следующей деятельности в области связи: оказание услуг по передаче факсимильных сообщений, электронной и голосовой почты, доступа к информационным ресурсам, аудио- и видеоконференции", - сказал Д. Матвеев.
Также предполагается изменить структуру положения о лицензировании. Оно будет содержать общие правила (порядок выдачи лицензии, внесения в нее изменений, приостановление, прекращение, возобновление действия, аннулирование), действующие в отношении любой лицензируемой деятельности, и особенные, действующие для конкретных видов такой деятельности. "В силу данного подхода к структуре нормативного правового акта положение станет в некотором роде мини-кодексом о лицензировании. Несмотря на большой объем, поиск нужных норм права станет проще", - отмечает эксперт.
Он также обратил внимание на новшества, касающиеся сроков рассмотрения заявлений на получение лицензии. Срок рассмотрения предполагается сократить с 1 месяца до 15 рабочих дней. При этом его продление возможно, как правило, только на 10 рабочих дней с целью проверки соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. По действующему положению срок такой проверки не установлен, пояснил Д. Матвеев.
"Новым в положении является норма о возложении ответственности за достоверность сведений, изложенных в заявлении о выдаче лицензии, непосредственно на заявителя (по действующему положению такое правило действует только для случаев продления действия лицензии). Вероятно, это позволит гарантировать исполнение требований положения о сроках выдачи лицензий", - добавил юрист.
Он также особо отметил предполагающийся проектом документа новый, более гибкий подход к выдаче лицензий.
"По действующему порядку заявитель запрашивал лицензию на все виды деятельности, которые он хотел осуществлять, а госорганы рассматривали, соответствует ли он требованиям. И если хотя бы в отношении одного вида деятельности не соответствовал - то в выдаче лицензии было отказано. Теперь предлагается ввести норму, согласно которой лицензия может быть выдана на отдельные из запрашиваемых видов деятельности и даже отдельным структурным подразделениям заявителя", - рассказал Д. Матвеев.
"Эта норма имеет практический смысл и в наибольшей степени соответствует интересам субъектов хозяйствования, желающих получить лицензию", - считает юрист.
По информации Минэкономики, в настоящее время в Беларуси насчитывается 53 вида лицензируемой деятельности, 35 из которых включают в себя 331 работу или услугу. Общее число выданных лицензий на настоящее время составляет 218 тыс, в том числе юрлицам - 72 тыс, индивидуальным предпринимателям - 144 тыс, гражданам - 1,7 тыс, из них более 1,5 тыс на адвокатскую деятельность и 50 на нотариат.
Источник: БелТА